Рабочая программа внеурочной деятельности школьного театра «Зазеркалье»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учетом требований федерального образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, направлена для реализации общекультурного направления по ФГОС. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр. Данная программа «Кукольный театр» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс. Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников, – всё это, осуществляет через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.
Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки
Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания является: культура. Эта область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность
Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.
В учебном плане на изучение данного курса отводится 3 часа в неделю,
всего 102 часа. Программа кружка “Кукольный театр” разработана для детей 7-11 лет.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.
ЗАДАЧИ
- Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
- Формирование представлений о театральном искусстве.
- Организация досуга ребят.
- Обучение технике работы с куклами.
- Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
- Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
- Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
«Театр.» В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
«Основы актёрского мастерства.» Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
«Наш театр.» Подготовка школьных спектаклей. Изготовление костюмов, декораций
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках курса, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности: построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
придумывать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
найти оправдание любой позе;
поддержать диалог с партнером;
описывать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
описать собственные эмоции;
интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры. Участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Сборник детских скороговорок.
Русские народные сказки.
Анатолий Гин «Сказки изобреталки от кота Потряскина».- М., ВИТА-ПРЕСС, 2010
Джанни Родари: Большая книга сказок Изд. Махаон, 2011 г.
Компьютер
Видеокамера для анализа выступлений.
Фотоаппарат
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного театра «Зазеркалье»